Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Есим хан

Имя Есим хан
Дата рождения год рождения неизвестен
Дата смерти 1645
Один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые годы.

ЕСИМ (год рождения неизвестен — 1645 г.), государственный деятель, полководец, законодатель, хан (1598 — 1645 гг.). Сын султана Шыгая.

Сторонник централизации власти, внес изменения в обычное право казахов («Есім ханның ecкі жолы» — «Есима исконный путь»).
Расширил границы Казахского ханства от Туркестана до Самарканда.

При Есиме Казахское ханство стало мощным военным государством, имевшим 300-400-тысячную конницу. За успехи в военных сражениях в народе прозван «Еңсегей бойлы ер Есим» («Исполин батыр Есим»). Однако завоевать власть над всеми владениями Тевеккеля Есим сумел не сразу.

Будучи султаном Есим, вместе со своим братом вел борьбу за власть в городах вдоль побережья Сырдарьи. В 1599 году, заключив договор с Бухарским ханством, Есим присоединил к Казахскому ханству город Ташкент и его окрестности. Однако пользуясь раздробленностью казахских владений, бухарский хан Имам-кули предпринял ряд попыток овладеть Ташкентом. В 1611 г. Имам-кули начал поход против Ташкента. По невыясненным причинам поход был прерван, и бухарские войска, дошедшие до Самарканда, были возвращены обратно.

Между 1613 и 1621 гг., походы против казахов окончились для Имам-кули неудачей. Несколько раз разбитый казахскими ополченцами, Имам-кули отказался от притязаний на Ташкент. Руководящую роль в борьбе с узбеками за Ташкент играл не Турсун, а Есим. Стремясь к объединению казахских владений, Есим столкнуться и с Моголистаном, под властью которого оставалась значительная часть восточных кочевий казахов. Объединившись с киргизами, поддерживал внутренние смуты в Моголистане. В 1610—1611 гг., в 1617—1620 гг. оказывал активную поддержку сыну правителя Моголистана Абд-ур-Рашида, Абд-ар-Рахиму восставшему против правившего в Моголистане владетеля Чалыша и Турфана.
В дальнейшем Есиму удалось укрепить политические связи Казахского ханства с Восточным Туркестаном.
Есим вел упорную борьбу и с ойротскими калмыками, возобновившими в начале XVII в. свои нападения на восточные области Казахстана.
В начале ХVII в. активная деятельность по воссоединению разрозненных владений казахов и их защита от внешних врагов неизбежно привели Есима к столкновению с владельцем Ташкента Турсуном, которому по старшинству принадлежало первенство среди султанов на ханскую власть. После него шел Есим.

В 1627 году произошло военное столкновение между Есимом и Турсуном. В результате чего Турсун был убит. Ташкент и его окрестности на 200 лет перешли во владения Казахского ханства. Есим удалось достигнуть объединения владений Акназара (Хакк-Назара), но на очень короткий срок. После его смерти раздробленность в Казахском ханстве продолжала развиваться.
Есим правил в Туркестане — столице ханства.
Похоронен в Туркестане.

«ЕСИМА ИСКОННЫЙ ПУТЬ» («Eciм ханның ескі жол»), свод законов адата в традиционном казахском обществе. Составлен в период правления Касыма (1511 — 1523 гг.). Есим (1598 — 1645 гг.) отстаивал практическое применение закона Касыма, дошедшего до него без особых изменений. Благодаря Есиму, положения закона Касыма получили широкое распространение среди народа. Законоположения предусматривали разбор уголовных дел (воровство, убийство и др.); вопросы о материальном иске, связанном с землей, скотом и пр.; о положении женщин; о воинской повинности; о традиционных мероприятиях; о помощи бедным и др.
Есиму удалось уточнить и усовершенствовать законоположения в соответствии с потребностями военно-политической, и социальной жизни общества.

ЕСИМА МАВЗОЛЕЙ — архитектурный памятник XVII в. расположенный в городе Туркестан Южно-Казахстанской области. Находится в 12 метрах от мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи. Возведен над могилой хана Казахского ханства Есима. В конце ХVIII — начале ХIХ в. мавзолей был частично разрушен. Отстроен из обожженного кирпича и имеет четырехугольную форму (9×9 метров).
Главный фасад выполнен в виде портала. Фасады декорированы геометрическими узорами. Вход находится в юго-восточной части мавзолея. Ширина сохранившейся стены 1,2 метра. Пол выложен жженым квадратным кирпичом. Сохранившаяся часть мавзолея реконструирована в 2000 г.


Литература


Казахстан. Национальная энциклопедия/ Гл. ред. Б. Г. Аяган. — Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2005 — 560 с. — С. 260 — 261.
История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней — 3-е изд.: переработ. — Алматы, 2011. — 670 с. — С. 165 — 167.

1 Литература: Материалы по истории казахских ханств. А., 1969; Султанов Т. Кочевые племена Приаралья в XV — XVII вв. Вопросы этнической и социальной истории. М., 1982; Моисеев В. Джунгарское ханство и казахи XVII — XVIII вв. А., 1991.
2 Литература: Проскурин А. Н. МавзолейЕсим-хана. Свод памятников истории и культуры Казахстана. А., 1994; Смагулов Е., Григорьев Ф., Итемов А. Очерки по истории и археологии средневекового Туркестана. А., 1999.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?