Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Нурсултан Абишевич Назарбаев

Нурсултан Абишевич Назарбаев - e-history.kz
Имя Нурсултан Абишевич Назарбаев
Дата рождения 1940
Место рождения аул Шамалган Каскеленского (ныне Карасайского) района Алматинской области
Первый Президент Республики Казахстан, доктор экономических наук, академик НАН РК, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами страны, председатель Ассамблеи народа Казахстана.

НАЗАРБАЕВ Нурсултан Абишевич (родился 06.07.1940, а. Шамалган Каскеленского (ныне Карасайского) района Алматинской области), первый Президент Республики Казахстан. После окончания школы работал на строительстве Карагандинского металлургического комбината (1958—1960). 

После обучения в Днепродзержинском (Украина) техническом училище работал чугунщиком, горновым доменной печи, диспетчером (1960—1969).

 В 1967 получил квалификацию инженера-металлурга, закончив завод-втуз при комбинате. Тогда же начал заниматься общественной работой. Более десяти лет был молодежным, а затем партийным лидером на комбинате в г.Темиртау и Карагандинской области (1969—1979). 

В 1979 избран секретарем республиканской партийной организации, ответственным за экономические вопросы. 

В 1984 Назарбаев возглавил правительство республики. В мае 1989 избран 1-м секретарем ЦК Компартии Казахстана. В 1990 одновременно возглавлял Верховный Совет республики. 

В апреле 1990 на сессии Верховного Совета Назарбаев избран Президентом Республики Казахстан. На всенародных выборах 1 декабря 1991 за Назарбаева проголосовали 98,7% избирателей. Общенародный референдум в апреле 1995 продлил полномочия Назарбаева до декарря 2000, за что проголосовали 95,4% избирателей, принявших участие в референдуме. На общенародных выборах 10 января 1999 Назарбаев вновь избран Главой государства на альтернативной основе, получив 79,78% голосов. 4 декабря 2005 переизбран на новый срок (свыше 91% голосов).

С именем Назарбаева неразрывно связано возрождение национальной государственности, выразившееся в провозглашении в декабре 1991 нового независимого государства — Республики Казахстан. Была образована новая казахстанская государственность со всеми её атрибутами — системой национальной безопасности, государственного управления и взаимодействия всех ветвей власти. Под руководством Назарбаева был осуществлен процесс конституционного строительства, который завершился в августе 1995 общенародным референдумом, принявшим Основной Закон страны. Огромной заслугой Назарбаева являетсяся строительство в Казахстане демократичных институтов. Именно при нем стали конституционной нормой такие неотъемлемые ценности гражданского общества, как право на свободу слова и печати, право избирать и быть избранным, право создавать партии и общественные объединения, право на свободу вероисповедания.

Под рукуводством Назарбаева были разработаны и осуществлены меры, направленные на трансформацию казахстанской экономики, которая после разрушения советской директивно-плановой административной системы и крушения единого народного-хозяйственного комплекса оказалась в глубочайшей депрессии. Успешному проведению экономического, политического и демократичного преобразований во многом способствовала избранная народом модель госудаственного устройства в виде президентской республики. Радикальная экономическая либерализация и политические реформы позволили эффективно провести намеченные преобразования. 

В начале 1992 Назарбаевым была разработана “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”. Её полномасштабная реализация стала возможной только после введения национальной валюты, ставшего уникальным проектом Главы гоударства. В результате к началу 1997 в стране наступила макроэкономическая стабилизация, была остановлена инфляция, оживилась промышленность; созданы финансово-бюджетная и налоговая системы, осуществлена приватизация, создана накопительная пенсионная система, осуществлено реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Стратегия Назарбаева “Казахстан — 2030” сконцентрировала усилия и ресурсы страны на приоритетных направлениях. В Послании Назарбаева “Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии” (2006) представлена стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Личный авторитет политика и экономиста Назарбаева во многом способствовал повышению рейтинга Казахстана на международной арене, созданию инвестиционной культуры, плодотворному экономическому сотрудничеству со мнигими странами и международными финансовыми институтами мирового сообщества. В республике началась реализация крупных социальных программ, нацеленных на развитие села, борьбу с бедностью, развитие жилищного строительства и т. п. Ускорение роста экономики, увеличение ВВП позволили начать планомерную диверсификацию экономики, уменьшение её зависимости от сырьевой направленности. Под руководством Назарбаева разработана Стратегия индустриально-инновационного развития, созданы Инвестиционный и Инновационный фонды. В среде мировых экспертов появился термин “казахстанская модель” реформ Назарбаева. За короткий срок Назарбаев сформировал концепцию международного сотрудничества. Получили широкий международный резонанс. Например, закрытие Семипалатинского ядерного полигона, отказ от статуса ядерной державы, последовательная деятельность по обеспечению глобальной и региональной безопасности.

Назарбаев— инициатор создания таких международных образований, как: СНГ, ЦАС, Таможенный союз, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийский союз. Уже практически действует Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которое он предложил созвать на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Назарбаев уделяет внимание налаживанию системного диалога культур, религий, цивилизаций. В 2003, 2006 в Астане успешно проведены съезды лидеров мировой религий.

По инициативе Назарбаева открыты Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования, Казахско-турецкий университет им. Ходжа Ахмета Яссауи, Евразийский университет им. Н.С. Гумилева, Национальный Государственный юридический университет, ряд лицеев и колледжей. Реализуется президентская программа “Болашак”, по которой молодёжь обучается в крупнейших учебных заведениях мира. Учреждена президентская премия “Дарын” для особо одаренных детей.

Назарбаев— автор ряда научных трудов и книг по проблемам социально-экономического развития и общественно-политической тематике: “Важнейшее условие интенсификации” (А., 1983), “Стальной профиль Казахстана” (А., 1984), “Экономика Казахстана: реальность и перспектива становления” (А., 1988), “Без правых и левых” (М., 1991), “Стратегия развития Казахстана как суверенного государства” (А., 1992), “Стратегия ресурсосбережения и переход к рынку” (М., 1992), “Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана” (А., 1993), “Рынок и социально-экономическое развитие” (М., 1994), “На пороге XXI века” (А., 1996), “Евразийский союз: Идеи, практика, перспективы” (М., 1997), “В потоке истории” (А., 1997), “О времени, о судьбах, о себе …” (Лондон, 1997), “Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации” (М., 2002), “Эпицентр мира” (А., 2002), “Критическое десятилетие” (А., 2002), “В сердце Евразии” (А., 2005) и другие. 

Назарбаев — доктор экономических наук (1993), академик НАН РК (1995) и других научных учреждений и учебных заведений зарубежных государств. Награжден высшим знаком отличия Казахстана – орденом “Алтын Қыран” особого образца, а также рядом высших наград многих стран мира, международных и общественных организаций. 

Назарбаев — Верховный главнокомандующий Вооруженными силами страны, председатель Ассамблеи народа Казахстана, Всемирной ассоциации казахов, почетный председатель Фонда дружбы Центрально-азиатских государств; несколько лет возглавлял Международный фонд спасения Арала.

По признанию мировых экспертов, проводимые в Казахстане Назарбаевым и его единомышленниками преобразования, являются одними из самых успешных в истории новых независимых государств, возникших на исходе 20 в.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?