Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Байсеитова Куляш Жасымовна

Байсеитова Куляш Жасымовна - e-history.kz
Имя Байсеитова Куляш Жасымовна
Дата рождения 02.05.1912
Дата смерти 06.06.1957
Выдающаяся советская казахская оперная певица, драматическая актриса. Самая молодая на момент представления народная артистка СССР (1936). Лауреат двух Сталинских премий второй степени.

Куляш Байсеитова (девичья фамилия Беисова) родилась в городе Верный (ныне Алма-Ата, Казахстан) 12 января 1912 года. Но по другим данным она родилась в степях Сары-Арки в ауле Актогайского района Карагандинской области (ранее —Джезказганская). В Алма-Ату Куляш привезли в возрасте двенадцати лет и какое-то время она жила в интернате.

Природный музыкальный талант Байсеитовой проявился рано. Она заучивала и исполняла песни, жыры и кысса, услышанные от отца Жасына. В 1925—1928 годах училась в Алматинском педагогическом техникуме, участвовала в музыкальной самодеятельности. В 1930 году она поступила в студию созданного в 1926 году в Кызыл-Орде и в 1929 году переведённого в Алма-Ату театра, известного сегодня, как Казахский государственный академический театр драмы имени М. О. Ауэзова. Здесь Байсеитова играет роли Агафьи Тихоновны ("Женитьба" Н. В. Гоголя), Клавдии ("Подводная лодка" М. Я. Тригера), Пулиш ("Фронт" Б. Ж. Майлина), Зауре ("Зауре" Каныбека Байсеитова и Ж. Т. Шанина), Еңлік ("Еңлік - Кебек" М. О. Ауэзова).

В 1933 году Куляш вошла в состав труппы Музыкального театра (ныне Государственный академический театр оперы и балета им. Абая), где выступала до конца жизни. Музыкальный и сценический талант Байсеитовой ярко проявился в создании образа Айман в музыкальной комедии М. О. Ауэзова (либретто) и И. В. Коцыка (музыка) "Айман—Шолпан". Образ Шуги ("Шуга" Б. Майлина и И. В. Коцыка) свидетельствовал о возросшем мастерстве певицы, партия Жибек ("Қыз Жібек" Е. Г. Брусиловского) позволила певице подняться к высотам классического оперного искусства. Образы, созданные ею в операх русских и казахских композиторов, составили целую галерею противоположных характеров. Байсеитова исполнила партии Кадиши, Акжунус, Айшы, Сайры, Зере, Раушан в операх "Жалбыр", "Ер Таргын", "Золотое зерно", "Гвардия, вперед!" Е. Г. Брусиловского, "Бекет" Зильбера и "Глубокое озеро" Надирова. Певица искусно передала сложную лицемерную, изменчивую натуру Акжунус, которая прибегала к изощренным способам мщения человеку, вызвавшему её ненависть. Образы Ажар ("Абай" Ахмета Жубанова и Л. А. Хамиди) и Сары ("Биржан и Сара" М. Т. Тулебаева) являются вершинными в творчестве Байсеитовой. Впервые на казахской оперной сцене Байсеитова исполнила партии из классических опер: Баттерфляй ("Чио-Чио-сан" Дж. Пуччини), Татьяны ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского), Тамары ("Демон" А. Г. Рубинштейна), Маро ("Даиси" З. П. Палиашвили) и Алтыншаш ("Алтыншаш" Н. Жиганова).

заслуженная артистка Казахской ССР (1934)

народная артистка СССР (1936)

орден Трудового Красного Знамени (1936)

орден Ленина (1945)

Сталинская премия второй степени (1948) — за концертно-исполнительскую деятельность

Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение главной партии в оперном спектакле «Биржан и Сара» М. Т. Тулебаева.

Источник: wikipedia
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?