ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ

 

Перемещение гуннов на запад

Великий полководец Аттила и его походы  

Значение походов гуннов

Хозяйство

Общественное устройство

Культура гуннов

Хронология событий Великого переселения народов

Глоссарий

Дополнительная информация

Используемая литература

Перемещение гуннов на запад

 Гунны внесли в жизнь племен и народов Казахстана и Евразии невиданные ранее перемены. Движение гуннов на Запад привело в движение все другие племена и народы. Это невиданное в истории дви­жение разноязыких племен и народов получило название Великого переселения народов.

Медленно, но уверенно с Востока на Запад шли народы, осваивая новые земли. В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу. В течение нескольких лет вся терри­тория Причерноморья была покорена гуннами. Часть местного населения – готские племена – вошла в состав гуннов.

В 395 году гунны подходили к Константинопо­лю, столице Восточной Римской империи, соверши­ли походы в Закавказье и Месопотамию. Восточно-римский император обязался платить гуннам дань золотом. В 437 году гунны совершили поход в глубь Европы. На территории современной Франции они разгромили Бургундское королевство.

Великий полководец Аттила и его походы

В 445 году к власти при­шел Аттила. Аттила, сын Мунчука, стал императором в 40-летнем возрасте после смерти дяди (того во время похода на Константинополь поразила молния). Под главенством Аттилы в его империи было объединено до 45-50 различных народов. В 445-453 гг. под предводительством Аттилы гунны и их союзники завоевали Германию, Францию, Северную Италию, наложили дань на Римскую империю. «Имя Аттилы завоевало себе место в истории… рядом с именами Александра Македонского и Юлия Цезаря», – отмечал А.Тьерри.

При Аттиле государство гуннов достиг­ло своего могущества. Он объединил разрозненные племена гуннов в Румынии и Венгрии. Гунны овладели бескрайними просторами, объединив под своей властью множество племен и народов, превратив завоеванные земли в могущественное государство. Победные походы Аттилы обессмертили его имя, прославили его на весь мир. Затем Аттила вторгся в Восточную Римскую империю. Свыше 70 городов Греции были взяты, одна за другой пали все римские крепости на Ду­нае, были завоеваны Паннония и Мезия. Отсюда Аттила направил свою армию во Францию.

Атти­ла был мудрым политиком, храбрым воином, даль­новидным полководцем, хитроумным дипломатом.

В 451 году на территории современной Франции в Галлии про­изошла Каталаунская битва. Историки называют это сражение «битвой народов». По сведениям ев­ропейских ученых, против Аттилы стояли наем­ные войска сарматов и аланов, римляне и франки. На стороне Аттилы воевали остготы, гепиды. Вой­ско Аттилы впервые потерпело поражение.

Аттила всегда появлялся там, где его не ждали. Весной 452 года Аттила вторгся в Италию и подо­шел к Риму. Император бежал из Рима, а сама сто­лица не в состоянии была защищаться. Тогда к Аттиле были отправлены послы – депутация импера­тора во главе с папой римским. Неизвестно, удалось ли папе римскому уговорить Аттилу, чтобы он не входил в Рим, но по каким-то причинам гунны ушли.

В 453 году Аттила неожиданно умер. Спустя век после смерти Аттилы готский историк Иордан так отозвался о вожде гуннов: «Повелитель всех гуннов и правитель, единственный в мире, племён чуть ли не всей Скифии, достойный удивления по баснословной славе своей среди всех варваров…».

После его смерти гуннские родовые союзы распались.

Рассказы и легенды о храбрости и смелости Аттилы, о его уме, решительности и целеустремлен­ности к достижению намеченного передавались из страны в страну еще при его жизни. Один из рим­ских летописцев Приск, побывавший в 448 году в ставке Атти­лы, написал бесценный для истории труд, рассказав всему человечеству о ве­ликом гунне. Прииск как переводчик римского по­сольства приезжал в государство Аттилы и соста­вил записи об увиденном у гуннов.

Приск так описал его внешний облик: «Кто видел его, тот сразу скажет, что это настоящий азиат. Большая голова, среднего роста, крепкого телосложения. Гла­за раскосые, взгляд пронзительный, словно пронизы­вающий то место, куда смотрит. Походка уверенная, быстрая. Голос звенит, словно серебро и очень хоро­шо воспринимается». Интересно, что Аттила пил «камос», т.е. кумыс – любимый напиток кочевников.

Современник Аттилы также писал: «Аттила в утренние часы, выходя из дому, садился у дверей и решал тяжбы народные; днем принимал послов из разных стран мира, а вечером ужинал с ними. Все дру­гие ели с блюд серебряных и пили из золотых бока­лов, Аттила пользовался только деревянной посудой».

Значение походов гуннов

 Походы гуннов изменили положение многих стран и народов. Гунны наводили ужас на европейцев. Римская империя переживала кризис и не могла сдержать натиск кочевников. Гунны своими походами способствовали распаду рабовладельческого строя.

Ученые по-разно­му оценивают роль гуннов. Некоторые историки главным считают то, что они освободили Европу от римского владычества. Другие подчеркивают, что гунны способствовали уничтожению рабовладельческого строя и открыли начало нового исто­рического периода – эпохи средневековья.

Секрет побед гуннов заключался в военном пре­восходстве. Основу войска составляла быстрая кон­ница. Гунны имели стенобитные машины, камнеметную технику. Были также подвижные, хорошо защищенные крепостные сооружения, на которых стояли лучники, поражавшие противника.

Историки описали стенобитную машину. Это было большое сооружение на колесах, с подвешен­ным бревном. Такая движущаяся громада ставилась к стене. Передняя часть бревна имела заостренный железный наконечник. Раскачивая веревками такой снаряд, гунны пробивали любые стены.

Хозяйство

 Главную роль в жизни гуннов играло скотоводство. Скот круглый год содержался на подножном корме. Заготовки на зиму не делались. Гунны вели не только кочевой образ жизни, но и оседлый, занимались земледелием.

Высокого развития достигло военное дело. Основу войска составляла подвижная маневренная конница. На вооружении конника были лук и стрелы. Имелись щиты круглой или оваль­ной формы в виде деревянной рамы, в которую вставлялась основа из прутьев.

Охота также играла в жизни гунну важную роль. Источники сообщают: «Мальчики могут ездить верхом, на овцах, натягивать лук и стрелять птиц и мышей: немного подросши, они стреляют лисиц и зайцев, которых употребляют в пищу... По существующим обычаям, следуя за скотом, попутно охотятся на птиц и зверей, поддерживая, таким образом, существование…». Охотились гунны на антилоп, кабанов, куланов, диких оленей, горных баранов, косуль зайцев и лисиц.

Кочевая семья жила в войлочной юрте. Пол юрты застилали кошмами и коврами. Постель изготавливалась из досок и покры­валась кошмами. Над постелью на решетке висели лук, колчан со стрелами и плетка – камча, меч в деревянных, красного цвета ножнах. Здесь же висит уздечка, покрытая бляхами, инкрустированная гранатами и цветным стеклом. На женской половине стоят глиняные и деревянные сосуды с кислым молоком, кумысом, сме­таной. Отдельно стоят деревянные кружки для питья. Здесь же, прислоненные к стенке, стоят деревянные столики с бортиками по краю, на которые во время еды выкладывают куски вареного мяса. Очаг сложен из камней. На нем стоит бронзовый котел. В гли­няных сосудах завариваются душистые травы.

Муж сидит на узор­чатой кошме. Он одет в шелковую рубаху со стоячим воротником, расшитым растительными узорами. Такая же вышивка на рукавах. Рубашка выпущена поверх штанов, подпоясанных ремешком. На ногах шерстяные носки. У порога стоит обувь – кожаные бескаб­лучные сапоги. В ухе у хозяина золотая серьга – подвеска.

Жена готовит обед, рядом с ней в колыбели из арчовых дощечек спит ребенок. У нее голова повязана красной шелковой лентой, серебряная шпилька придерживает волосы на затылке. На руках золотые кольца, в ушах серьги в виде полумесяца, украшенные пирамидками зерни и вставками из красных гранатов. На женщине надето широкое шелковое платье зеленого цвета. На шее – бусы из перламутра, кораллов, стекла.

У входа сидит раб, одетый в грубый домотканый халат. Он чинит конскую сбрую.

Общественное устройство

Во время правления Аттилы у гуннов сло­жился военно-демократический строй. Гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины. Старейшины составляли совет. Народное собрание, которое собралось три раза в год, и совет старейшин решали государственные дела.

Культура гуннов

 В III-V вв. н. э. у степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля». Этот стиль имел характерные технические и художественные особенности.

Ювелиры этого времени использовали для изделий, в основном, золото. В изготовлении золотых украшений древние мастера до­стигли такого совершенства, что и сегодня их некоторые произ­ведения могут выдержать конкуренцию с лучшими образцами творчества современных ювелиров.        

Для полихромного искусства характерным является разнообра­зие технических приемов украшения предметов. Наиболее часто встречаются инкрустация (вставки из цветных камней), зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание ви­той проволочки), шнуровое плетение тончайших золотых про­волочек, перегородчатая эмаль (заливка отдельных гнезд специальным составом) и другие приемы.

«Полихромный стиль» сменил скифо-сакский «звериный стиль». Теснейшие контакты, возникающие в эпоху переселения народов между самыми отдаленными племенами запада и востока, севера и юга, стали одной из причин повсеместного и почти одновремен­ного расцвета полихромного стиля.

Истоки этого замечательного ювелирного искусства уходят к началу I тысячелетия до н. э. Уже в VII-V вв. до н. э. в Казахстане были известны два технических приема – инкруста­ция и зернь, обнаруженные на изделиях курганов Верхнего Ир­тыша (Чиликты), Центрального (Жиланды) и Западного Казахстана (Бесоба), а также в погребениях Алакульской впа­дины.

Заимствованная в начале I тысячелетия до н. э. из стран Пере­дней Азии и Восточного Средиземноморья, эта сложная и тонкая техника передавалась древним азиатским ювелирам из поколения в поколения, достигнув своего расцвета в IV-Vвв. н. э. «Полихромный стиль» дожил до нашего времени в замечательных изделиях казахских мастеров – зергеров (ювелиров).

Таким образом, Великое переселение народов изменило карту не только Азии, но и Европы. В памяти многих народов сохранился образ вели­кого гунна. Произведения об Аттиле писались с VI века по настоящее время. Имеются художественные произведения, посвященные Аттиле на немецком, французском и итальянском языках. Знаменитый ита­льянский композитор Джузеппе Верди написал оперу, которую так и назвал – «Аттила». Персонажу Аттиле посвящены художественные произведения: поэма Данте «Божественная комедия», исторический роман Уильяма Нэйпира «Аттила», роман Евгения Замятина «Бич Божий»; сняты два художественных фильма, Аттиле посвящён 45-минутный фильм BBC в цикле «Великие войны».

Хранят память об Аттиле и в нашей стране. В казахских ле­гендах он известен под именем Едилъ. Интересно, что река Волга по-казахски звучит так же – Едиль.

В 2009 году Нацбанк Казахстана выпустил в серии «Великие полководцы» памятную серебряную монету «Аттила» номиналом 100 тенге и тиражом 13 тысяч штук. Монета «Аттила» изготовлена из серебра 925 пробы, масса 31,1 грамма, диаметр 38,61 мм. На лицевой стороне монеты изображен скачущий на коне воин, в центральной части оборотной стороны расположено позолоченное изображение старинного медальона с изображением Аттилы. В нижнем секторе изображены три скачущих на коне воина, в верхнем секторе по окружности расположена надпись на английском языке «ATTILA THE HUN» и числа «406-453», обозначающие годы жизни полководца. Монета получила диплом в номинации «Монета года» на международном конкурсе «Монетное созвездие-2010» в Санкт-Петербурге, в котором принимали участие 209 монет из 24 стран мира.

Хронология событий Великого переселения народов

Вторжение в Европу с востока гуннов — «народа всадников» и аланов, уничтоживших государство остготов между Балтийским и Чёрным морями. Начало Великого переселения народов.

400 год. Начало заселения нижними франками территории современных Нидерландов (была заселена батавами и фризами), которая тогда ещё принадлежала Риму.

402 год. Первая попытка короля вестготов Алариха вторгнуться в Италию, потерпевшая поражение от римского войска.

406 год. Вытеснение франков с Рейна вандалами, алеманнами и аланами. Франки занимают север левого берега Рейна, алеманны  юг.

409 год. Проникновение вандалов с аланами и свевами в Испанию.

410 год. Захват и разграбление Рима вестготами под командованием короля Алариха.

415 год. Вытеснение вестготами из Испании аланов, вандалов и свевов, проникших туда в 409 году.

434 год. Единовластным правителем (королём) державы гуннов становится Аттила.

449 год. Захват Британии англами, саксами и ютами.

450 год. Движение народов через Дакию (территория современной Румынии): гунны и гепиды, авары, славяне и булгары, венгры, печенеги, куманы.

451 год. Объединённые войска римлян под командованием Флавия Аэция и вестготов под командованием короля Теодориха I в битве на Каталаунских полях (Галлия) наносят поражение гуннам и их союзникам во главе с королём Аттилой и отбрасывают их за Рейн.

452 год. Гунны опустошают север Италии. Папа римский Лев Великий силой слова останавливает войска Аттилы и спасает Рим от разорения.

453 год. Остготы заселяют Паннонию (современная Венгрия).

454 год. Захват Мальты вандалами (с 494 года остров был под властью остготов).

458 год. Захват вандалами Сардинии (до 533 года).

476 год. Низвержение военачальником-германцем Одоакром последнего римского императора малолетнего Ромула Августула. Одоакр отсылает императорские регалии в Константинополь. Традиционная дата падения Западной Римской империи.

486 год. Король франков Хлодвиг I наносит поражение последнему римскому правителю в Галлии Сиагрию. Основание Франкского государства (в 508 году Хлодвиг делает своей столицей Париж).

500 год. Бавары (баювары, маркоманы) проникают с территории современной Чехии на территорию современной Баварии. Чехи занимают территорию современной Чехии. Славянские племена проникают в Дунайские провинции Восточной Римской империи (Византии). Заняв низовья Дуная, лангобарды захватывают равнину между Тисой и Дунаем и уничтожают существующее там могущественное государство восточногерманского племени герулов. Бретоны, изгнанные англосаксами из Англии, переселяются в Бретань. В Шотландию из Северной Ирландии проникают скотты844 году создают там своё королевство).

VI век. Славянские племена заселяют Мекленбург.

541 год. Ставший королём остготов Тотила ведёт войну с византийцами до 550 года, в её ходе захватывает почти всю Италию.

570 год. Азиатские кочевые племена аваров создают государство на территории современных Венгрии и Нижней Австрии.

585 год. Вестготы подчиняют себе всю Испанию.

600 год. Чехи и словаки, находящиеся в зависимости от аваров, заселяют территорию современной Чехии и Моравии.

VII век. Славяне занимают земли к востоку от Эльбы при частичной ассимиляции германского населения. Хорваты и сербы проникают на территорию современных Боснии и Далмации, осваивают значительные регионы Византии.

Глоссарий

Иордан готский историк VI века, (иногда неправильно называемый Иорнандом; некоторые причисляют его к аланам), принадлежал к духовному сословию; по некоторым данным, был епископом кротонским.

Приск Панийскийвизантийский дипломат, историк и писатель V векa. Среди дипломатических миссий Приска наиболее важной может считаться посещение империи Аттилы. Описание гуннов и их вождя принесло ему известность среди последующих историков (напр. Иордан). Этнографические заметки Приска являются ценным и редким наблюдением очевидца о внутренней жизни гуннов эпохи Великого переселения народов.

Домотканый грубая ткань, изготовленная в домашних условиях.

Дополнительная информация

Иордан, «Гетика». Личность Аттилы.

Иордан передал описание внешности и характера Аттилы:

 «…Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесённое своё могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения…».

Иордан. Речь Аттилы в момент Каталаунской битвы

В решающий момент битвы на Каталаунских (Шалонских) полях, Аттила, увидев, что войско его пришло в смятение, решил – как считает Иордан, – укрепить его следующими краткими речами:

«После побед над таким множеством племен, после того как весь мир ― если вы устоите! покорен, я считаю бесполезным побуждать вас словами как не смыслящих, в чем дело. Пусть ищет этого либо новый вождь, либо неопытное войско. И не подобает мне говорить об общеизвестном, а вам нет нужды слушать. Что же иное привычно вам, кроме войны? Что храбрецу слаще стремления платить врагу своей же рукой? Насыщать дух мщением это великий дар природы! Итак, быстрые и легкие, нападем на врага, ибо всегда отважен тот, кто наносит удар. Презрите эти собравшиеся здесь разноязычные племена: признак страха защищаться союзными силами.
Смотрите! Вот уже до вашего натиска поражены враги ужасом: они ищут высот, занимают курганы и в позднем раскаянии молят об укреплениях в степи.

Вам же известно, как легко оружие римлян: им тягостна не только первая рана, но сама пыль, когда идут они в боевом порядке и смыкают строй свой под черепахой щитов. Вы же боритесь, воодушевленные упорством, как вам привычно, пренебрегите пока их строем, нападайте на аланов, обрушивайтесь на везеготов. Нам надлежит искать быстрой победы там, где сосредоточена битва. Когда пересечены жилы, вскоре отпадают и члены, и тело не может стоять, если вытащить из него кости. Пусть воспрянет дух ваш, пусть вскипит свойственная вам ярость! Теперь гунны, употребите ваше разумение, примените ваше оружие! Ранен ли кто – пусть добивается смерти противника, невредим ли пусть насытится кровью врагов.
Идущих к победе не достигают никакие стрелы, а идущих к смерти рок повергает и во время мира. Наконец, к чему фортуна утвердила гуннов победителями стольких племен, если не для того, чтобы приготовить их к ликованию после этого боя? Кто же, наконец, открыл предкам нашим путь к Мэотидам, столько веков пребывавший замкнутым и сокровенным?
Кто же заставил тогда перед безоружными отступить вооруженных? Лица гуннов не могло вынести все собравшееся множество. Я не сомневаюсь в исходе
вот поле, которое сулили нам все наши удачи! И я первый пущу стрелу во врага.

Кто может пребывать в покое, если Аттила сражается, тот уже похоронен!»

И зажженные этими словами все устремились в бой…».

Приск Панийский. Готская история. Выборочные фрагменты в пер. В. В. Латышева// «Вестник древней истории», 1948, № 4, стр. 244-267

Приск во время посольства к гуннам в 448 году пристально следил за поведением Аттилы. В зарисовках Приска вождь многих народов отличался от своих военачальников неприхотливостью, носил простую одежду, не украшал оружие золотом, на пиру ел из деревянной тарелки, в то время как гостям подносили блюда на серебряных. В изложении Приска Аттила на пиру ведёт себя как германский средневековый король, ничем не напоминая вождя кочевников с Востока.

Нашествие Аттилы в Галлию в 451 г. и его встреча с папой римским Львом в 452 г. оставили богатый след в католической житийной литературе. В средневековых сочинениях Аттилу стали называть Бич Божий (flagellum dei) или Гнев Божий, отражая латинскую церковную традицию рассматривать вождя гуннов как коллективное наказание, посланное народам за недостаточно усердное служение Богу. В начале VII века Исидор сформулировал устоявшиеся воззрения на гуннов Аттилы:

«Они были гневом Господним. Так часто, как его возмущение вырастает против верующих, он наказывает их Гуннами, чтобы, очистившись в страданиях, верующие отвергли соблазны мира и его грехи и вошли в небесное королевство».

В более позднее время Аттилу стали рассматривать как символ дикого варварства, несущего одни только разрушения для западной цивилизации.

В отличие от церковной традиции, в германском эпосе Аттила практически не отличается от германских королей и характеризуется как добродетельный славный правитель, гостеприимный и справедливый с вассалами. Такой образ развивается в скандинавских песнях «Старшей Эдды» и героическом сказании «Песня о Нибелунгах».

Около 1200 г. в венгерском королевстве писец придворной канцелярии Анонимус написал Gesta Hungarorum («Деяния венгров», или «История венгров»). Анонимус, по его же словам, решил рассказать в своём скорее литературном, чем историческом, сочинении о «происхождении мадьярских королей и дворян», поскольку об их предках во времена Анонимуса можно было узнать только из «лживых мужицких сказок» и «болтливых былин». Таким образом, автор в отсутствие источников сочинил героическую историю венгерского дворянства, в которой он сделал Аттилу родоначальником венгерских королей.

Последователь Анонимуса Шимон Кезаи развил образ Аттилы в своей «Истории венгров», написанной около 1283 г., и до настоящего времени имя Аттила является популярным в Венгрии.

Используемая литература и источники

1.      Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. – Алма-Ата: Жалын, 1979.

2.      Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Рауан, 1994.

3.      Барфилд Т. Мир кочевников-скотоводов //Кочевая альтернатива социальной эволюции. – М., 2002. ― С. 77-78

4.      Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Л.: ЛГУ,1951.

5.      Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.

6.      Гумилев Л.Н. История народа хунну.

7.      Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы: Аруна, 2002.

8.      Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата: Рауан, 1992.

9.      Поляков С. П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана. ― М., 1980.

10.  Садыков Т.С., Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2006.

11.  Сказания Приска Панийского / Пер. С. Дестуниса. –СПб., 1860. 112 стр. (оттиск из: Ученые записки Второго отделения Императорской Академии Наук. Кн. 7, вып. 1. – СПб., 1861. – С. 408-457)

12.  Сыма Цянь. Избранное. Пер. В. А. Панасюка, предисл. и комм. В. И. Думана. –М.: Гослитиздат, 1956.

13.  Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. – М.: Наука (Главная редакция восточной литературы). Восточная литература, 1972-2010.

14.  Томпсон. Э. А. Грозные воины степей / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.