БОРЬБА САКОВ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Вторжение персидских войск на территорию
Казахстана
Борьба саков против армии Александра Македонского
Культура
саков. Сакские памятники
Ювелирное искусство саков. «Звериный стиль»
Саки имели связи с соседними народами, государствами и принимали участие во многих исторических событиях периода раннего железного века.
Греческий историк Геродот и другие авторы древности повествуют о войнах саков с персами. Персидские цари заключали союз с саками и прибегали к их помощи во время войны с индийским царем Крезом.
В VI в. до
н.э. против саков выступил царь ахеменидов Кир, подчинивший до саков
себе страны от Ирана до Средиземного моря, считавший себя равным богам и
непобедимым. Армия персов была разгромлена сакским войском во главе царицей
массагетов Томирис, а сам царь Кир был убит. Геродот так
рассказывает о борьбе персов с саками: «…Покорив Азию и подчинив своей власти весь Восток, Кир
пошел войной на скифов. У скифов в то время
была царица Томирис. Жестокий
царь Кир, завоевавший многие страны, предложил царице сакского государства
Томирис (Тумар) выйти за него замуж. Таким образом, он хотел подчинить себе ее
народ. Царь Кир, стоя на берегу реки Амударьи, называвшейся в то время Араке,
получил от царицы Томирис ответ: "Возвращайся назад, я не могу принять
твое предложение. Не могу позорить свой народ". Разгневанный царь Кир
решил перейти реку, построив через нее мост. Томирис предложила, не строя
мост, перейти на другой берег: "Я со своим войском буду ожидать, отступив
на расстояние трехдневного пути".
Она дала возможность врагам переправиться через реку,
считая, что ей легче сражаться в пределах
своего собственного царства, а врагам труднее будет спастись бегством
через реку. Кир разбил лагерь. На следующий
день, притворившись испуганным, покинул лагерь. В лагере
оставил много вина и еды. Узнав об этом, Томирис послала своего единственного сына с частью войска преследовать
врагов. Кир ночью напал на беспомощных
врагов и перебил их вместе с сыном царицы. Потеряв такое войско и сына, Томирис
не в слезах
излила горе о своей потере, а искала утешения в отмщении. Она, вместе с
оставшимся войском, обратилась в бегство, заманила Кира в ущелье, предварительно устроив в горах засаду. Там она
уничтожила все войско персов вместе с самим царем. Не оставила даже вестника, который сообщил бы персам о таком
страшном поражении. Царица приказала бросить
отрезан ную голову Кира в бурдюк,
наполненный человеческой кровью и такими
словами осудила его жестокость: "Насыться же теперь, – сказала она, –кровью, которую ты всегда
жаждал и которой никогда не мог насытиться".
С саками воевали и другие цари из династии Ахеменидов. В 519-518 гг. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. Во главе огромного войска (300 тысяч воинов) Дарий вступил на землю саков. Существует легенда о подвиге сакского пастуха Ширака. Чтобы спасти свою землю, царицу и народ от персов и тем самым услужить Томирис, Ширак пришел к ней, рассказал о своем плане. Добровольно изувечив себя, чтобы Дарий ему поверил, он явился в его лагерь. Ширак был весь в ранах, уши и нос у него были отрезаны, сказал, что его изуродовали соплеменники, и он жаждет мести. Он взялся быть проводником персов и вывести их в тыл сакской кавалерии. Через семь дней утомительного пути Ширак завел персов в безводную пустыню, и они оказались на грани гибели. Дарию удалось спасти армию, но поход оказался неудачным.
Однако, в конечном счете, Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать своих воинов для участия в персидских войнах. В составе персидской армии саки воевали в Египте, Греции, отличились в битвах при Фермопилах, показали чудеса храбрости в битвах при Платеях.
В IV в. до н. э. новая грозная сила обрушилась на землю саков, Александр Македонский, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии.
В 330-327 гг. до н. э. Александр Македонский захватил стоянку Согда Меракаиду и направился к Сырдарье, которая служила границей между оседлыми жителями и кочевниками. Александр захватил города на левобережье Сырдарьи и поставил в них свои тарнизоны. Греко-македонское войско жестоко обошлось с жителями сырдарьинских городов, всех мужчин истребили, женщин, детей и добычу забрали. Это вызвало всенародное восстание в Средней Азии, которое было подавлено самым жестоким образом.
По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Эсхата (Александрия Крайняя). Город был задуман как опорный, пункт на северо-восточной границе нового государства.
Постройка его вызывала беспокойство у саков. Саки обстреливали греков из луков с другого берега реки. Александр, в свою очередь, приказал обстрелять кочевников из катапульт, заставил их отступить, а затем, быстро переправившись с войском, стал их преследовать. Однако преследование чуть было не обернулось поражением, и войско греков вновь вернулось в город. Сам Александр во время этой вылазки, видимо, был ранен или заболел. Так неудачей закончилась попытка Александра Македонского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей). Продвижение великого завоевателя на Восток было остановлено.
После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. держава его распалась на ряд самостоятельных государств. Вначале Средняя Азия вошла в государства Селевкидов, а затем в состав Парфии и Греко-Бактрии. В начале III в. до н. э. произошло восстание против селевкидского господства, во время которого были разрушены города, основанные Александром Македонским и среди них Александрия Эсхата.
И в дальнейшем сакские племена играли важную роль в судьбах Средней Азии и Среднего Востока. В частности, они принимали участие в сложении Парфянского государства, в разгроме Греко-Вактрийского царства и формировании Кушанской империи, игравших важную роль в истории III в. до н. э. - III в. н. э.
Саки оставили после
себя много памятников. Они встречаются на берегах рек Сырдарья, Талас, Шу,
Или, в предгорьях Алатау, на территории Кыргызстана. Находки из сакских
курганов подтверждают реальность сообщений древнегреческих ученых.
Бесшатырские погребения. Эти погребениях и сакских племен расположены у подножья Желшалгыр, на
правом берегу реки Или. Они состоят из 31 малого, среднего и большого кургана
сооруженного из гальки и дерна. Бесшатырские погребения вытянулись с севера на
юг на 2 км, а с востока на запад – на 1 км.
Большой Бесшатырский курган называют «царским», т.к. в нем хоронили царей, приближенных к ним людей, а также знатных саков. Курган засыпали в несколько слоев. Первый слой - большие валуны диаметром до 2 метров, затем мелкий гравий и земля. Этот слой был толщиной до 13 метров. Сверху захоронение покрывали каменным слоем в 1-2 метра толщиной. Вокруг кургана строилось ограждение высотой полметра. Рядом ставились одиночные камни – менгиры. Саки устанавливали саркофаг, специальное сооружение, выстроенное из бревен, плотно прижатых друг к другу. Туда помещали умершего человека. Под него стелили покрывало.
В Бесшатыре имеются три крупных кургана. Это – первый, третий и шестой курганы. Диаметр первого Бесшатырского кургана 52 м, а высота 7,6 м. Курган покрыт камнями, которые очень плотно пригнаны друг к другу. Саркофаг расположен на поверхности земли и состоит из 16 рядов бревен. Под курганом имелся специальный лаз - дромос - от подножья кургана до саркофага. Длина его была примерно 6 метров.
Во время раскопок кургана были обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыми наконечниками, железные ножи, заколки для волос, агатовые бусы. Ученые путем их анализа установили хронологию Бесшатыра V-IV веками до н.э.
Иссыкский курган – наиболее выдающийся памятник, дающий представление об истории и культуре сакских племен, населявших территорию Казахстана в V-IV вв. до н.э.
В 1969 г. казахские археологи под руководством К. А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Его диаметр 60 м, а высота 6 м.
Курган сложен из нескольких рядов песка и гальки. В нем найдены два захоронения: центральное и боковое (южное). Первое несколько раз было ограблено, а второе захоронение осталось нетронутым и хорошо сохранилось.
Археологи сами назвали курган Иссык, так как народные
предания обошли его своим вниманием. В общем-то, это не было удивительным:
рядом с Иссыком высились другие его собратья, составляя грандиозный курганный
комплекс –
сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся на расстояние в три километра. И
рядом со своими соседями Иссык не выделялся ничем: высота его составляла всего
лишь... шесть с половиной метров. Всего лишь потому, что рядом стояли исполины
высотой до 15 метров. Как и другие курганы, Иссык был ограблен еще в древности.
К счастью для науки, грабители не заметили одно – причем боковое, то есть не главное
даже — погребение, в котором лежали останки человека, отныне вошедшего в
мировую науку под именем «золотого человека Иссыка».
Захороненный в кургане воин действительно был золотой – в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шанской ели, археологи нашли свыше четырех тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра. И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребенного воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям в результате кропотливой работы воссоздать – впервые в науке – облик сакского воина. Именно сакского – и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствовал Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».
«Комплекс находок в кургане Иссык, – пишет К. А. Акишев, – дал дополнительные материалы,
проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно
утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака были
рассчитаны не на один только внешний эффект – смысл этого богатства гораздо глубже, его
надо рассматривать в плане социально-политическом. Главное назначение одежды
было в возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнцеподобного
божества... По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой
ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского
кургана...».
При раскопках Иссыкского кургана были найдены многочисленные изделия и
посуда. Среди них встречаются: кувшины, большие деревянные чаши, ковши с узорчатой
ручкой, серебряные ложки, небольшие позолоченые чаши и т.п. Всего найдено 31
изделие, в том числе и серебряная чаша с загадочной надписью. На внешней
поверхности чаши написаны в 2 ряда 26 знаков. Эту надпись прочитал известный
ученый-тюрколог Алтай Аманжолов: "Брат, этот очаг для тебя! Иноземец,
преклони колени! Пусть будет плодородие для народа!" Ценность надписи
заключается в том, что она доказывает, что язык сакских племен – древнетюркский
язык. Благодаря их языку вся мировая общественность узнала, что саки - наши
древние предки. Большинство из найденных в Иссыкских курганах свыше четырех
тысяч изделий изготовлены из золота.
«Золотой человек» – останки сакского воина в золотой одежде приблизительно в возрасте 17-18 лет, найденные в Иссыкском кургане. Голова усопшего повернута на запад. Могила закрыта деревянной крышкой, скрепленной железными цепями. Дно выстлано деревянными досками, закрытыми покрывалом с золотыми бляхами. Одежду золотого человека украшают свыше 4-х тысяч золотых изделий. Фигуры барса, горного козла, архара, лошади, различных птиц выполнены в "зверином стиле". В изголовье найдена золотая серьга, украшенная драгоценными камнями. Головной убор представляет собой высокую остроконечную шапку, сходную с более поздними казахскими головными уборами. На шее золотое ожерелье в форме круглого кольца, горловина и рукава камзола украшены золотыми бляхами. На пальцах рук два золотых перстня.
Камзол «золотого человека» украшен фигурами зверей и другими золотыми изделиями. Опоясан тяжелым составным поясом. Пояс украшен 16-ью золотыми бляхами с фигурами зверей. К поясу прикреплены бляхи с изображениями зверей. Рукава камзола украшены золотыми бляхами. Справа от пояса – длинный позолоченный меч, слева – железный кинжал-акинак. Оба они вложены в красного цвета кожаные ножны, выполненные в виде фигур скачущего лося и лошади. Брючины и голенища сапог отделаны мелкими золотыми украшениями.
Форма одежды, способ захоронения наглядно показывают, что воин был сыном видного сакского предводителя или молодым царевичем и был выдающейся личностью сакских племен, населявших территорию Семиречья
Итак, по богатству и обилию найденных золотых предметов данное захоронение молодого паревича получило название «Золотого человека». «Золотой человек» является уникальным образцом сакской культуры, носители которой были дальними предками казахского народа.
«Золотой человек» стал символом независимости Казахстана. Образы крылатых тулпаров вошли в Герб нашей страны. «Золотой человек» изображен на Монументе независимости, установленном на Площади Республики города Алматы.
Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань – с другой.
В науке существуют разнообразные предположения относительно места и времени формирования сакского искусства «звериного стиля».
Скорее всего, в начале I тыс. до н. э. на территорию современного Ирана стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. Вместе с иранцами и появились новые сюжеты в искусстве.
В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли достижения их цивилизации. У них иранцы позаимствовали некоторые черты композиции и стиля. Так сложилось искусство Ахеменидского Ирана, которое оказало сильное воздействие на искусство саков. А познакомились саки с искусством этих государств во время своих переднеазиатских походов. После разгрома их царства мидийским царем Киаксаром, вернулись домой и унесли с собой многие образцы изобразительного творчества.
При раскопках кургана Аржан в Туве (аржанские могильники относятся к памятникам сакской эпохи. Расположены между населенными пунктами Аржан и Тарлык Республики Тува. Найденные в них различные виды оружия, конская утварь и другие изделия показывают, что сакская культура была распространена на обширной территории) - огромного сооружения диаметром 120 м и высотой 3 м, под насыпью кургана археологи обнаружили сложные деревянные конструкции: в центре находился сруб из огромных бревен лиственницы размерами 8 х 8 м, внутри которого стоял еще один сруб размерами 4,4 х 3,7 м. В нем в деревянной колоде был погребен вождь, а рядом лежали останки еще нескольких мужчин – родственников и сподвижников вождя, видимо, добровольно последовавших за ним в потусторонний мир. Вокруг по радиусу были поставлены срубы, в которых захоронены 160 коней в парадном снаряжении. Останки еще многих коней были найдены в кольцевых захоронениях, за пределами кургана. Все кони были светлой и рыжей масти, т. е. цвета царей и жрецов.
Курган был разграблен в древности, но многое досталось и на
долю археологов: самая большая в мире бронзовая бляха в виде свернувшейся в
кольцо пантеры или, скорее, барса, фигурки горных баранов, кинжал с ручкой в
виде фигурки кабана, золотая гривна, наконечники стрел. Курган датируется VIII в., а найденные в нем предметы сакского
искусства являются самыми древними. Это позволяет предположить, что сакский «звериный
стиль» появился в азиатских степях. Это тем более реально, что здесь для него
имеются истоки. Уже в эпоху бронзы местные мастера изготавливали фигурки
животных. Известны наскальные рисунки, изображающие оленей, быков. Также в
конце II – начале
I тыс. до н. э. формировалось искусство, которое, однако, еще не было
«звериным стилем».
Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание.
Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду.
Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по материалам которого удалось получить представление об одежде знатных саков, украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.
В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О том, что обработка дерева и резьба по нему были у саков очень развиты, свидетельствуют деревянная посуда, деревянные фигурки зверей и животных, различные застежки. Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок – застежек, пряжек, пуговиц.
Уже отмечалось, что
сакские мастера вытачивали и вырезали из мягких пород камня великолепные
жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из цветного камня –
сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры изготавливали бусы.
Саки, как и другие
народы, поклонялись силам природы – солнцу,
ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их
понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как
крылатые кони, конегрифы, Популярность этих образов в мифологии и фольклоре
вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.
Конь в мифологии
саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил
мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение
боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения крылатых коней на головном уборе царя
из кургана Иссык – это солнечная колесница. Образ крылатого коня как образ солнца
есть в мифологии других народов. У греков крылатые кони влекли по небу
колесницу солнечного бога Аполлона.
Изображения хищных
орлов тоже были символами бога солнца. В представлении индоиранских народов
солнце предстает в виде колесницы с одним колесом, которую мчат по небу четыре
коня или четыре орла.
Саки имели свое
понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием
арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок
в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра,
модель мира представлялась как сочетание трех миров – подземного мира –
низа; середины – земли, и верхнего – неба.
У мира было четыре стороны – правая, левая, передняя и задняя.
Примером
символического представления саков о космосе является головной убор сакского
царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса. Колпак по
кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор
помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах – птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз
означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех
сторон. Орнамент символизирует трехчастную организацию мира снизу вверх:
подземный мир – земля – небеса. На четырех крестообразно
расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей –
охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного
убора имеется солнечная эмблема – символ всего космоса в целом: четыре
крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми
тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути.
Переднюю сторону саки считали восточной стороной света, заднюю –
западом. Возложение такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю
власти над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее
центр, и все символы на его одежде это мифологическое представление.
В целом, сакский,
или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение
мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии,
как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. «Звериный
стиль» является отражением традиции анимизма, согласно которому каждый человек
имеет предком какого-либо зверя. Во-вторых, изображение зверя считалось
амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.
С традицией
«звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.
Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни».
Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды зверей и
животных: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута,
волка, зайца и др.
Золотые украшения сакских мастеров выполнены с тонким художественным
вкусом.
Самое древнее на земле Казахстана царское погребение, относящееся в VIII в. до н.э., находится в кургане №1 Шиликтинского памятника. Он был открыт известным казахстанским ученым-этнологом, археологом, профессором А. Т. Толеубаевым. Это археологическая сенсация в исторической науке республики была воспринята как третий «Золотой человек» Казахстана.
Высота этого кургана 8 м, диаметр 100 м. Курган состоит из трех больших слоев. Верхний слой – из песка, второй слой - из камня. Высота каменного слоя 4,1 м, длина по окружности 67 м. Внутри него был расположен деревянный мавзолей-склеп. Площадь его 34 кв. м, высота 3 м. Склеп устроен на поверхности земли. Стены его, сложенные в 2 ряда по длине, подняты из толстых кедровых бревен. В такой огромной могиле был захоронен только один человек. Его захоронили вместе с одеждой, богато украшенной пластинами из самородочного золота. Общее количество золотых пластин и бляшек составило 4325 штук. Большинство из них выплавлено в виде фигурок степных зверей. Вместо глаз, ушей, ноздрей, копыт зверей вставлялись маленькие камешки голубого цвета – бирюза. Встречаются изображения барса, архара, оленя, горного козла, медведя, волка, беркута. Самая интересная находка – пятиугольная звезда. Основа ее – золото, лучи сделаны из голубого лазурита. По окружности звезда инкрустирована костью, а в центре укреплен рог. Звезда в те древние времена считалась символом власти. В могиле найдены остатки деревянных досок, где масляными красками изображены олени. Исследователи считают находку частью разрушившегося трона царя. К сожалению, курган-мавзолей был ограблен еще в древности. Грабители забрали ценные вещи из могилы царя – золотую корону, меч, кинжал, ритуальный посох.
При раскопках кургана № 5 в Шиликтинской долине
было обнаружено более 500 золотых пряжек и бляшек. Ученые считают, что Шиликты,
Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей,
знатных вождей, знаменитых героев, а священными местами, где совершались массовые
ритуальные обряды и молитвы
Берельский
могильник –
исторический памятник сакской эпохи, найден на территории Казахстана. Построен
в V - IV вв. до н.э. Расположен в 7 км к юго-западу от села Берел, на правом
берегу реки Бухтарма Восточно-Казахстанской области. Могильник состоит из трех
групп курганов. Общее количество – свыше 30-и. Первую группу составляют 9 курганов, вторую – 12, третью – 9 курганов.
Курган, исследованный за последние годы, является ценным памятником по своим
архитектурным решениям и могильным конструкциям. На дне могилы найдены
бальзамированные останки мужчины и женщины, которые уложены в сосновый гроб,
поставленный на решетку, состоящую из чередующихся веток и досок. В уголках
крышки гроба установлены отлитые из бронзы и покрытые позолотой фигуры
четырех птиц наподобие ангелов. Могила подверглась разграблению, поэтому
многие ценные одежды и ювелирные изделия не сохранились, но найдено множество
разбросанных предметов. За пределами ограды, в северной части могильника,
найдены останки 12-и лошадей, которые завернуты в шубы и уложены в два ряда в
ценном снаряжении. Вместе с лошадьми найдены кожаные седла, а также
изготовленные из войлока и связанные из ниток различные изделия, фигуры
двуглавого льва, маски лошадей наподобие рогов горного козла и многие другие
изделия, выполненные в "зверином стиле". Ценность находок
Берельского могильника заключается в том, что они показывают преемственность
культуры, особенностей быта и ведения хозяйства между нашими предками,
например, сакскими племенами и современным казахским народом. А главное, они
содержат ценные материалы о передовой культуре, искусстве наших предков.
В 300 километрах от областного центра
Кызыл-орда археологи провели раскопки города Ширик-Рабад. Он
располагался на холме. В центре города находилась крепость - цитадель, с
построенными на ней сторожевыми вышками. Крепостные стены города имели толщину
4,5 метра. На них были устроены специальные места – амбразуры для стрельбы из лука. Город
был окружен рвом, глубиной 4,5 метра и шириной 40 метров.
В центре цитадели
археологи провели раскопки. Здесь были найдены ножи, бронзовые наконечники
стрел, золотые украшения - застежки, глиняные изделия. Этим изделиям примерно
2500 лет, т. е. город был заселен в IV-II вв. до н. э.
Городище Ширик-Рабад было столицей апасиаков.
Развалины этой столицы находятся в 300 км юго-западнее современного города Кзыл-Орда в пустыне Кзыл-Кум. Для города
был выбран плоский холм высотой 15 м,
длиной 800 м и шириной 600 м. По периметру этот холм был обнесен несколькими
рядами стен, которые заключали
внутри себя территорию площадью 42 гектара. В плане городище имело овальную форму. В центральной части находилось прямоугольное укрепление площадью 12
гектаров – это была цитадель Ширик-Рабада.
Одна из сохранившихся городских стен имела ширину 4,5 м. Внутри нее была устроена стрелковая галлерея. В
стене и в прямоугольных башнях на
стене прорезаны стреловидные бойницы. Вокруг
стены снаружи был выкопан ров глубиной 4,5 м и шириной 40 м. Такая система укреплений была заимствована
апасиаками у своих соседей – горожан Хорезма.
Цитадель Ширик-Рабада служила своеобразным храмом и
местом
захоронения знатных особ. Всего в цитадели сооружено 4 кургана. Один из них был
раскопан. Диаметр насыпи кургана составлял 60 м, а высота его равнялась 3,5 м.
Под насыпью в материке была вырублена
прямоугольная могильная яма размерами 7,5x7,2 м, глубина ее - 2,5 м.
Стены и пол ее был обмазаны глиной и побелены. В яму вел длинный наклонный
коридор – дромос, который начинался с
поверхности земли и наклонно спускался
в могильную яму. И яма и дромос были покрыты толстым настилом из камыша, состоящим из шести слоев.
Погребение было разграблено. Среди
остатков найдены обломки глиняных кувшинов, железный меч с плоской рукоятью, бабочковидным перекрестием и массивным широким лезвием. Такие мечи были
характерны для V-IV вв. до н. э. Также были найдены бронзовый наконечник стрелы и золотая обкладка от какого-то предмета.
Кроме кургана на городище Ширик-Рабада было два погребальных здания. Одно из них, расположенное в
юго-восточной части городища, было круглым
в плане, диаметром 38,5 м. Стены постройки
сохранились на высоту 8,4 м. Внутри здание было разделено мощным, трехметровой толщины стенами на 4 квадратных помещения, размером каждое 5,9x5,8 м.
Помещения служили местом захоронений.
Стены здания
были сооружены из прямоугольного сырцового «Кирпича, таким же
кирпичом был вымощен пол. Перекрытие всего здания было деревянным, остатки деревянных столбов и жердей сохранились в
виде отпечатков на штукатурке. Перекрытые сгорело в древности, остатки его рухнули на пол
вместе с кусками стен. После пожара здание было ограблено, все ценное из него ''было вынесено. Сохранились и были найдены лишь
некоторые вещи: это сделанная из халцедона гемма, на которой вырезано '' изображение бородатого мужчины, сражающегося с
фантастическим животным. Найдены
также бронзовые наконечники стрел, круглые
золотые бляшки, золотые четырехлепестковые розетки, золотые серьги, гребень из слоновой кости.
Были
обнаружены также остатки железных пластинчатых лат, надежных доспехов,
защищающих апасиакского рыцаря. Воины в пластинчатых доспехах на
защищенных броней конях составляли грозную силу.
Находки из этого и другого, раскопанного здесь же погребального
здания-мавзолея, датируются IV—II вв. до н. э.
Раскопки Ширик-Рабада позволили восстановить картину формирования города. В начале в V
в. до н. э. на холме были сооружены курганы, где захоронили царей. Рядом было
построено укрепление, где жили охранявшие погребения воины. Это укрепление
разрослось затем в крупный город, окруженный стенами с башнями и опоясанный
рвом. Внутри города наряду с жилыми постройками возводились своеобразные
мавзолеи, где население хоронило своих предводителей.
Остатки жилых построек апасиаков были изучены при раскопках другого
города, развалины которого называются сейчас Бабиш-мулла (Бабиш-Молда). Этот город был
меньшим по размерам, но также имел мощную систему укреплений из стен, башен и
рва. Жилые дома были сооружены из глиняных блоков. В одном из помещений найдена
печь для обжига керамики и глиняных статуэток женского божества. В жилых
помещениях обнаружены выкладки для установки ручных каменных жерновов для
помола муки, остатки проса, кости домашних животных и глиняные сосуды – горшки,
миски. В богатых домах жилые помещения были перекрыты сводами из сырцовых
кирпичей. В кладовых богатых домов стояли многочисленные большие сосуды для
хранения зерна, масла и вина.
Таким образом, сакская
политическая история и культура свидетельствуют о том, что цивилизация наших
предков сформировалась уже в глубокой древности. Надписи на чаше доказывают,
что язык сакских племен, населявших территорию Казахстана, был древне-тюркским
языком.
И сегодня предметы искусства
саков вызывают удивление и восхищение мировых искусствоведов. Археологические
находки и памятники, ювелирные украшения составляют культурное наследие народа
Казахстана.
Величие духа было всегда свойственно нашим
древним предкам. «Золотой воин» стал символом независимости Казахстана. Его
скульптура установлена на главной площади Алматы. Памятник представляет собой
грандиозную стелу, на вершине которой воздвигнута скульптура сакского воина,
стоявшего на крылатом барсе. Это - символ независимости, величия духа наших
предков.
Томирис, Тумар – царица саков-массагетов. Жила
приблизительно в 570 -520 гг. до н.э. Массагеты известны в истории под именем
"великие саки"
Массагеты – группа сакских племен, населявших побережье Аральского моря и
территорию за Каспием. По словам Геродота, массагеты были кочевым племенем. Они
сражались в пешем и конном строю. Оружие и ювелирные изделия изготовляли из
меди и золота. Персидский царь Кир, основавший государство династии Ахеменидов,
умер, потерпев поражение в сражении с массагетами от царицы Томирис. Массагеты
поклонялись Солнцу, приносили ему в жертву лошадей. Многочисленные сведения о
жизни массагетов встречаются в трудах греческих ученых.
Кир – (558–529 гг.) древнеперсидский царь. Родом из династии Ахеменидов. В 558-ом году возглавлял
союз персидских племен. В 550-ом году завоевал Мидию и принял официальный
титул мидийского царя. В 546-ом году завоевал греческие города Малой Азии и
Лидию, в 545-ые и 539-ые годы - значительную часть Средней Азии, а в 539 г. -
Вавилонию. В 530 году начал войну с массагетскими племенами и был убит,
потерпев поражение в Таласской долине на территории Казахстана от войска
царицы Томирис (Тумар). Гордый царь Кир, прибывший в Великую казахскую степь с
враждебными намерениями, принял смерть от руки царицы Томирис.
Геродот – (490/480 гг. до н.э. - 425 по новому летоисчислению) – древнегреческий
историк. Родился в городе Галикарнас в юго-западной части Малой Азии. Геродот
путешествовал по Малой Азии, Вавилонии, Финикии, Египту, Фракии, Киренам,
некоторым островам Эгейского моря, городам Пелопоннеса и Средней Греции,
Италии и Сицилии. Собирал сведения о саках, путешествуя по западному побережью
Черного моря. Известен незаконченный труд Геродота "История". Позже
александрийские ученые разделили его на 9 книг под названием "Музы".
В труде Геродота собраны различные исторические материалы. Большое внимание
уделено описанию Персии и входивших в ее состав государств. Описывая поход
Дария I против саков, он
приводит сведения о жизни саков и соседних с ними народов, в том числе о
жизни, быте, оружии, одежде жителей Хорезма, Парфии, Бактрии, Согда. Подробно
описывая поход персидского царя Кира против саков и массагетов, приводит
описание многочисленных исторических событий, в которых участвовали сакские
племена, жившие на территории Казахстана.
Дарий I – персидский царь из
династии Ахеменидов. Правил в 522 -486 гг. до н.э. Кроме персов и мидийцев,
Дарию I подчинялись также Малая
Азия и Кавказ, Центральная Азия, территория Двуречья, Сирия и Палестина,
Египет, значительная часть Индии. Потерпел поражение в войнах с саками, жившими
на севере Сырдарьи, греческими городами-государствами. Его войска были
неспособны вести большие войны. Умер после знаменитого Марафонского сражения,
которое было в 490-ом году. По приказу Дария I наиболее крупные события были записаны на
высокой скале на трех языках. Эти надписи сохранились до наших дней.
Получили название "Бехистунские надписи" по названию расположенного
вблизи городка.
Бехистунские клинописные надписи – надписи, высеченные в 516 г. до н.э. на
скале, расположенной вдоль Керманшах-Хамаданской дороги Ирана, с целью увековечения
побед персидского царя Дария I.
Бехистунские надписи состоят из двух частей: в верхней части высечен барельеф,
на котором Дарий I
изображен с повергнутыми врагами; вокруг него и в нижней части высечены надписи
на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках, расположенные в 14 рядов.
В 1837-ом году английский офицер Генри Роулинсон, состоявший на персидской
службе, снял копию Бехистунских надписей, расположенных на высоте 50-и метров.
В 1846-ом году Роулинсон представил Королевскому Азиатскому обществу в Лондоне
"ключ" для чтения клинописных надписей, но к нему отнеслись с
недоверием. Чтение Бехистунских клинописных надписей облегчили клинописные
словари и учебники на глиняных дощечках, найденные французом Э.Ботта при
раскопках Куинжика. В Бехистунских надписях содержатся ценные сведения о
составе сакских племен.
Александр Македонский – великий полководец, государственный деятель.
Сын македонского царя Филиппа II,
ученик Аристотеля. Военную подготовку прошел под руководством отца. Всю сознательную
жизнь провел в военных сражениях. В 338-ом г. завоевал Грецию. В 334-ом г. начал
войну против Персии и разгромил персидскую армию. Завоевал все портовые города
на восточном побережье Средиземного моря. В 331-ом г. армия А.Македонского завоевала
Египет, города Вавилон, Сузы, Персеполь. После смерти Дария III А.Македонский объявил себя законным
наследником. Стал восточным монархом, главой огромного
греко-македоно-персидского государства. Завоевав Мараканд (Самарканд), он
начал поход против городов вдоль Сырдарьи. Войскам Александра Македонского
оказали сильное сопротивление племена и группы народов Средней Азии. В этой
борьбе активное участие приняли массагетские племена, населявшие южные районы
Казахстана. Когда греко-македонцы напали на города вдоль реки Сырдарьи,
против них началось восстание во главе со Спитаменом. Опираясь на помощь
саков-массагетов, Спитамен неоднократно одерживал победу над
греко-македонскими войсками. Только в течение трех лет войска Александра
Македонского временно подчинили себе отдельные племена Средней Азии. Племена,
населявшие противоположный берег Сырдарьи, остались независимыми. В 327-ом
году А.Македонский начал поход в Индию (Пенджаб). Столицей государства стал
Вавилон. В этом городе в период подготовки к новому походу А.Македонский умер.
Он основал самое крупное государство, занимавшее огромную территорию от Дуная
до Индийского моря. Однако после его смерти вследствие отсутствия крепких
внутренних связей государство распалось.
Иссыкские
письмена – древний письменный памятник сакской эпохи на территории
Казахстана. При раскопках Иссыкского кургана был найден сакский воин в золотой
одежде с боевым золотым оружием (копье, кинжал с золотой рукояткой и меч),
различная посуда, в том числе серебряная чаша с загадочной надписью. На
внешней поверхности чаши написаны в 2 ряда 26 знаков. Эту надпись прочитал
известный ученый-тюрколог Алтай Аманжолов: "Брат, этот очаг для тебя!
Иноземец, преклони колени! Пусть будет плодородие для народа!" Ценность
надписи заключается в том, что она доказывает, что язык сакских племен –
древнетюркский язык. Благодаря их языку вся мировая общественность узнала,
что саки – наши древние предки.
Страбон – древнегреческий историк и географ. Родился
приблизительно в 64/63 гг. до н.э., умер в
23/24 гг. н.э. Автор трудов –
"География", состоит из 17
книг, и не сохранившиеся до нашего времени
"Исторические записки". В этих трудах даются сведения о саках.
1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы: Рауан, 1994.-96 с.
2.Садыков Т.С.,Толеубаев А.Т., Халидуллин Г.,Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы:Атамура,2006.-160 с.
3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. -Алматы: Аруна, 2002.-224с.
4.Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана.-Алма-Ата: Жалын, 1979.-252с.
5.Акишев К.А.
Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984.
6.Акишев К. Древнее
золото Казахстана. Алма-Ата, 1983
6.Акишев К. Курган Иссык. М., 1978.
7.Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или.// Алма-Ата: 1963. 320 с.
8.Жандарбеков Б.Саки.-Алматы,1993.-624с.
9.Геродот. История. I 153; III 93; VI 113; VII 9, 64, 96, 184; VIII 113; IX 31, 71, 113.
История Древнего Востока. Кн. 2.- М., 2004. – 568с.
10.Страбон. География, XI 9.1.
12.http://www.kazakhistory.ru/
13.http://www.unesco.kz/