ВВОДНЫЙ УРОК. ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

В 6 КЛАССЕ

 

Что изучает история Казахстана в 6 классе

Происхождение человека

Появление древнейших людей

Занятия древнейших людей. Охота, собирательство

Глоссарий

Персоналии

Дополнительная информация

Используемая литература и источники

 

 

Что изучает история Казахстана в 6 классе

 Дорогой друг, сегодня мы начнем изучать историю человечества ее первую ступень - историю древнего Казахстана.

 В незапамятные времена на территории древнего Казахстана обитали первобытные люди, на смену им через несколько тысяч лет пришли различные племена и племенные союзы: саки, уйсуни, гунны, сарматы и другие племена.

 Мы совершим путешествие по следам материальной культуры людей, побываем в древних пещерах, жилищах. Рассмотрим орудия труда, основные занятия, искусство и религию древних людей.

 Перенесемся в своем путешествии через столетия, когда люди научились делать оружие и орудия труда не только из камня и дерева, а освоили медь, бронзу, а позже и железо.

 Наши предки совершили очень длинный путь в своем развитии от человекоподобной обезьяны до высоко организованных племен с богатой историей и самобытной культурой.

 О жизни людей в прошлом мы узнаем по оставленным ими следам, которые называются историческими источниками. Исторические источники бывают трех типов: вещественные, письменные, этнографические.

 Мы познакомимся в 6 классе с историей древнего Казахстана по вещественным источникам - останки древних людей, орудий труда, жилищ, которые получены в ходе археологических раскопок.

 Письменным источникам – оставленные древние знаки, письмена на камне, бумаге.

 Этнографические - духовное наследие народа: мифы, легенды, пословицы, поговорки, передающиеся из уст уста многим поколения.

 Мы связаны с далекими предками незримой, но непрерывной нитью времени, пронизывающей судьбы сотен поколений. Вспомним, что отсчет лет до н.э. ведется в обратном порядке по убывающей, счет годов новой эры -по взрастающей. Нить времени протянута из прошлого, через настоящее, в будущее. Как и в жизни каждого человека, в истории народов, государств есть периоды роста: зарождения, юности, расцвета, увядания-старости и гибель. Но в увядающем периоде зреют новые силы, которые в свою очередь, пройдя все стадии развития (эволюции), освободят место своим преемникам. И так вечно, пока существует человечество.

 Народы и государства в каждом последующем цикле развития весьма отличаются от предшественников по особенностям и общественной жизни, по уровню знаний. Поэтому общество не стоит на месте, оно постоянно развивается.

 Историю древнего Казахстана в 6 классе условно можно разделить на три эпохи:

·         Первая эпоха эпоха камня

·         Вторая эпоха эпоха бронзы

·         Третья эпоха эпоха железа

 Люди в каждой исторической эпохе проходили свои этапы развития (эволюцию) по трем направлениям: эволюция становления и развития человека, его физического облика; эволюция развития орудий труда, которыми пользовался человек; эволюция общественных отношений человека.

Происхождение человека

 Человечество всегда волновала тайна своего происхождения. Древнейшие люди нашли простой ответ: свою родословную они вели от какого-либо животного окружающего их мира (медведя, змеи, орла, рыбы и т.д.). Но, начиная с ранних цивилизаций, верх взяла религиозная точка зрения, по которой первые люди либо появились из частей некоего божества, либо были сотворены творчеством какой-нибудь божественной силы. Не без влияния гончарного ремесла самым подходящим материалом для сотворения человека считалась земля или глина.

 С точки зрения учёных ответ, даваемый религией на вопрос о происхождении человека, не является убедительным. Однако, предложить свой вариант ответа науке удалось только в XIX в. Благодаря смелости ума и гениальности Чарльз Дарвина, который сформулировал закон, по которому под воздействием окружающей среды у животных могут происходить небольшие изменения, порой совершенно незаметные, которые, помогая выжить и передаваясь потомкам, через сотни и тысячи поколений могут привести к очень сильным превращениям. Поэтому человек не был сотворён таким, каким он есть, а прошёл, ступенька за ступенькой, длинный путь эволюции.

Появление древнейших людей

 Эпоха древнего каменного века - время становления человечества. Человек сформировался, как и все живые существа, в результате длительного эволюционного развития. Археологи по найденным останкам определили ступени развития человечества. В развитии человека различают три этапа:

 1. Древнейшие люди, к которым относятся «южная обезьяна», «человек умелый», питекантроп, синантроп.

 2. Древние люди – неандертальцы.

 3. Современные люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).

 Человечество всегда интересует вопрос, когда и где возник человек?

 Около 3 млн. лет назад на широких просторах африканских саван, в Таунге жили существа ископаемые человека. Этого ископаемого человека назвали «южная обезьяна», которая стала связующим звеном между обезьяной и древнейшем человеком.

 Остатки скелетов ав­стралопитека нашли в Южной и Восточной Африке, в Австралии. Жили австралопитеки около 2,6 млн. лет назад.

 Австра­лопитек был похож на обезьяну: тело покрыто гус­тыми волосами, нижние конечности длиннее пере­дних, ходил он на двух ногах. Руками он собирал плоды и коренья, держал предметы, выполнял про­стейшие движения.

 Первы­ми орудиями труда древнейшего человека были палка-копалка, заострен­ный камень, дубина. С их помощью он добывал себе пропитание. Первые орудия труда человек в основ­ном изготавливал из камня. Они были очень гру­быми и примитивными. Так как орудия труда де­лались в основном из камня, ученые называют этот период «каменным веком».

 Ученые называют первого человека «человеком уме­лым». Самые ранние его останки были найдены в Аф­рике, в Кении. Он жил 1 млн. 750 тысяч лет назад.

 Одним из древнейших людей был питекантроп. Скелет питекантропа впервые был найден на остро­ве Ява (Юго-Восточная Азия) в 1891 году. Он жил примерно 1 млн. лет назад.

 Первые находки питекантропа относятся к концу XIX века, когда в 1891-1892 гг. голландский доктор Евген Дюбуа во время раскопок на острове Ява обнаружил древние человеческие останки (черепная крышка и длинные кости нижних конечностей).

 Череп характеризуется примитивной структурой и сохранением ряда обезьяньих признаков: выступающие надбровные дуги, отсутствие подбородка, малая высота черепной коробки. Рост – 1,5 м. Выпрямленное положение, хотя и менее устойчивая походка на полусогнутых ногах. Нет прямых доказательств того, что питекантроп изготавливал орудия труда, так как с ним не найдено никаких остатков каменной индустрии.

 Следующим звеном в развитии человека был синантроп. Ввиду того, что первые его останки были найдены в Китае, его на­звали «китайский человек» (от латинского «Сина» - Ки­тай и греческого «антропос» - человек).

 Синантропы жили 500-200 тысяч лет тому назад. Обнаружены в 1927 г. в пещере Чжоукоудянь недалеко от Пекина, Китай. После первой находки были проведены масштабные исследования в пещере, в результате которых за 10 лет были обнаружены кости примерно 40 индивидов.

 Ценность находки в том, что были обнаружены останки как взрослых мужчин и женщин, так и детей. Рост примерно 1,5 м, строение конечностей и туловища сходно с современным. Выпрямленное положение туловища при ходьбе.

 Каменные изделия изготовлены, главным образом, из песчаника, кварца, а также отчасти кварцита, вулканических пород, роговика и кремня.

 Синантроп охотился главным образом на оленя. Из найденных в пещере костей животных оленю принадлежит 70 %. Широко использовал и умел поддерживать огонь - в пещере обнаружен мощный слой золы, толщиной до 6-7 м.

 Питекантроп и синантроп получили в науке название «людей прямоходящих».

 Следующий вид древнего человека именуется неандертальцем. Его останки впервые были найде­ны в Германии в местности Неандерталь. Где были найдены останки: Европа, Ближний Восток, Кавказ, Крым, Средняя Азия. Крайняя восточная точка обитания неандертальцев - пещера Тешик-Таш в Узбекистане.

 Рост его был средним, телосложение плотное, корпус чуть сутулый, лоб крутой, брови выступающие. Неандертальцы жили 200-35 тысяч лет назад. Они умели делать орудия труда из камня, дерева, кости, могли добывать огонь и пользоваться им для своих

нужд.

Занятия древнейших людей. Охота, собирательство

 Человек с течением времени все больше и боль­ше развивался. При обработке камня, дерева, шкур развивались руки человека и его сознание. Неандертальцы стали использовать шкуры убитых ими животных в ка­честве одежды. Человек думал, советовался со сво­ими сородичами - у него развивалась речь.

Умели добывать огонь. Питались почти исключительно мясом, добываемым в результате охоты на крупных животных, широко был распространен каннибализм. Появились первые мистические (религиозные) верования: неандертальцы первыми из людей стали хоронить умерших, погребение было обрядом, зарождаются первые религиозные представления.

 Так, после неандертальцев, примерно 40-35 ты­сяч лет назад появился «человек разумный» - homo sapiens, т.е. человек современного вида. «Человек ра­зумный» стал сознательно обдумывать, рассчитывать свои действия, поступки.

 Жили люди не в одиночку, а группами (коллективами), которые ученые называют человеческим стадом. Все в стаде от мала до велика занимались собирательством, целыми днями искали съедобное. Годились в пищу коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.

 Важнейшим занятием древних людей была охота. Существовало несколько способов коллективной охоты на диких животных:

  1. Дикого зверя древние охотники загоняли в специально подготовленную яму;
  2. На охоте древние люди наблюдали за охотой диких животных, например за львицей, которая в свою очередь поймала антилопу. Львицу отпугивали и бросив тушу, она скрывалась в степи. Люди подбирали добычу;
  3. Люди нападают на животных, животные спасаются бегством. Из стада животных отстают слабые, больные и молодые животные. Охотники отрезают от стада животное и получают свою добычу.

 Охота на диких животных была сложным, опасным занятием и очень травмоопасным. Поэтому люди объединялись для совместной добычи пищи и защиты от зверей.

 Так жили наши далекие предки. Им предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать подобными современным людям. Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных. Постепенно древнейшие люди приспосабливались к жизненной среде, трудились, изготавливая орудия труда - это привело к развитию вертикальной осанки, руки человека, речи, умственных способностей и в конечном счете, способствовало формированию у него современного облика.

Глоссарий

Развитие – необратимые, закономерные, последовательные изменения в объектах и явлениях окружающей действительности

Эволюция – процесс развития человечества от простого к сложному

Каменная индустрия - массовое изготовление каменных орудий труда

Персоналии

Чарльз Дарвин (1809-1882 гг.) – естествоиспытатель, создатель теории происхождения человека от обезьяноподобных существ. Основные труды: «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Происхождение человека» (1871 г.).

 

Рисунок1

 

Дополнительная информация

 Происхождение человека. Отрывок из древнего вавилонского мифа: «...Когда небо было устроено и засияли на нем светила и звезды, принялся Мардук (верховный бог) за землю. Создал он сначала растения, сотворил многочисленных животных, потекли реки по лугам и полям, в зеленый покров оделась земля. Но не было никого в мире, кто почитал бы богов, никто не строил им храмов, не приносил жертв, не славил богов в молитвах и гимнах.

Обратился Мардук к богам и сказал: «Вот я соберу кости и кровь и сделаю человека, пусть он служит нам!»

И решили боги, что одним богом надо пожертвовать, надо принес­ти его в жертву богам, чтобы из крови его сделать человека. Пал выбор на бога Кингу... И убили боги Кингу, собрали его кровь и принесли Мардуку. Смешал Мардук кровь Кингу с глиной и вылепил человека.

Так сделал Мардук небо и землю, сотворил на земле растения и животных, и сделал человека, и стали люди служить богам, чтобы боги имели покой...» (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.10)

 

Миф народов Центральной Америки

Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и пить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего — бездушные они вышли, безмозглые...

Взялись боги за дело второй раз. "Попробуем сделать людей из дерева!" уговорились они. Сказано сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было и были они неразумны.

И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. "Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом", решили боги. Они нашли этот благородный материал — белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.21-22)

 

Миф древних индийцев

Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши — первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.22)

 

Миф североамериканских индейцев

Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.

Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не преврати­лась в человека — предка рода Черепахи. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.22)

 

Австралийский миф

«Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже... комки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобныие человеческие "личинки" жили в воде и были похожи на :форменные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом отделила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы... Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурингой (хранительницей души)...» (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.22)

 

Скандинавская мифология

Сотворив мир, Один (верховное божество) и его братья задума­ли его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину Аск, а женщину Эмбла. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.24)

 

Облик древнего человека и его занятия.

В пещере Чжоукоудянь (в Китае) были раскопаны остатки лаге­ря древнейших охотников (более 40 индивидуумов). Ученые иссле­довали скелеты и пришли к выводу о том, что это были существа среднего роста и плотного телосложения, у них была малая высота черепной коробки, резко выраженный надбровный валик, отсут­ствовал подбородочный выступ, были крупные зубы. Рядом с ними были найдены многочисленные разнообразные орудия, например, ручные рубила. Эти первобытные существа уже убивали таких круп­ных животных, как олени, газели, дикие лошади и даже носороги. Слой золы в пещере достигает нескольких метров. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.41)

 

«…Кусты орешника вдруг раздвинулись, и на поляну вышло странное существо. Короткие, немного согнутые ноги его поддерживали сильное длинное тулови­ще, огромные челюсти выдавались вперед, как у обезьяны, а ма­ленькие глаза, глубоко спрятанные под нависшими бровями, блес­тели настороженно и сердито.

Ho это была не обезьяна; сутулая фигура крепко стояла на ногах, а длинные, ниже колен, руки не опирались на землю по-обезьяньему. В одной руке странное существо держало камень с грубо заостренным краем, в другой — тяжелую дубину.

Озираясь и останавливаясь на каждом шагу, существо сделало несколько осторожных шагов в сторону дуба. Оно глубоко втягива­ло воздух широкими ноздрями плоского носа, стараясь уловить запахи, которые бы предупредили его об опасности. Но непод­вижный воздух ничего не сказал ему. Существо сердито оскали­лось, оглянулось и издало приглушенный, отдаленно напоминаю­щий членораздельные звуки крик. Тотчас же кусты орешника зашевелились снова: такие же сутулые и мохнатые фигуры молча скользнули в густой траве и сбились вокруг своего предводителя в тесную кучу…» (Радзиевская С. Рам и Гау. Казань, 1967, с.4-5. или Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков. М., 1961. – С.15-16)

 

Занятия древнейших людей

 «Жизнь, которую чунги вели в лесу, была сравнительно легкой и беззаботной. Было тепло, да и пища была в изобилии: плоды на деревьях, сладкие коренья и луковицы, которые они выкапывали все искуснее, сочные побеги и молочная сердцевина многих кустов.

Но давно уже привыкнув к мясу, они очень радовались, когда им случалось убить какое-нибудь животное. Особенно если этим жи­вотным был большой, сильный хищник; тогда они собирались вок­руг него и, прежде чем съесть, ритмически прыгали и вскрикивали, выражая этим свое удовольствие по поводу того, что избавились от опасного хищника. Но с таким же удовольствием они ели мелких зверьков, совсем беззащитных и умеющих только ползать. А яйца были любимым лакомством маленьких чунгов...» (Ангелов Д. Когда человека не было. М., 1959. С.150 или Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков. М., 1961. – С.17)

 

«…По Сибири промышляют медведей... ямами, в которые вколачивают вострую обожженную и гладко выскобленную сваю... он (медведь) принужден бывает бежать скорее и, набежав на яму, провалиться и брюхом упасть на сваю…».

Крашенинников С. П. «Описание земли Камчатки»

(Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя / Сост. Е.А.Черкасова. – М.: Просвещение, 1991. -11)

 

«...Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц и личинки жуков...

Фольц В. «В девственных лесах Суматры».

(Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя / Сост. Е.А.Черкасова. – М.: Просвещение, 1991. -10)

 

 

«Двое других были заняты около толстого гнилого пня, который они прилежно рубили каменными топорами...

Порубив некоторое время, они останавливались и с большим аппе­титом жевали и глотали толстые личинки, иногда обеими руками кладя их в рот.

Миклухо-Маклай Н. Н. «На берегу Маклая»

(Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя / Сост. Е.А.Черкасова. – М.: Просвещение, 1991. -11)

 

Используемая литература и источники

 1. Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Рауан, 1994.–96 с.

2. Садыков Т.С., Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы:Атамура, 2006. –160 с.

3. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы: Аруна, 2002. – 224с.

 4. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана.- – Алма-Ата: Жалын, 1979. – 252с.

5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк).- Алматы,1993. 416с.

6. Археологические исследования в Казахстане. – Алма-Ата, 1973.

7. http://forum-eurasica.ru

8. http://www.kazakhistory.ru/

9.http://tarih.ru